О Трансперсональной психологии

 

Сойдла Тыну

Трансперсональная психология вызывала и до сих пор вызывает много споров, начиная от определения и заканчивая инструментарием, является ли она серьёзной наукой или нет. Что на первом месте? Состояния, переживаемые в трансе или средства и методы, обеспечивающие безопасное пребывание и выход в обыденное состояние.

 

Насколько эти состояния (мистический опыт, инсайт и др.) характеризуют так называемую норму психики с позиции современной нейрофизиологии и т.д. На самом деле, несмотря на появившуюся в последние 25 лет достаточно большую библиографию на эту тему, вопросов не стало меньше, может быть, даже наоборот. Но это легко объясняется тем, что сам процесс пребывания в особом состоянии сознания сугубо индивидуален. И сколько людей, столько же может быть и мнений.

 

Именно поэтому Вам предлагается статья нашего питерского трансперсонолога Тыну Сойдла, стоявшего в первых рядах санкт-петербургской трансперсоналистики и сделавшем очень много для её дальнейшего развития, как в России, так и представительства за рубежом. Но самое главное, что автор активно работает и в настоящее время в данной области,  имеет богатейший опыт пребывания в особых состояниях сознания и готов поделиться своим представлением о трансперсональной психологии, опираясь на строгие научные методы исследования. В данном случае, обзор литературы. Здесь представлен сокращенный вариант.

 

Основные темы:

- история  трансперсональной психологии

- новые теории личности и концепция состояний сознания

- трансперсональная психология и общество

- психотропные вещества

- медитация

-  религии и эзотерические традиции как трансперсональные психологии

- осмысление повседневного  опыта

- надъестественное

- трансперсональная психология

- что же все-таки утверждает трансперсональная психология.

 

Библиография

- Приложение I.  ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЕ КРЕДО [ 83] Tart С..Т. Transpersonal Creed. A Published by the author. 1986.

- Приложение II [84] . Ferguson M. The Aquarian Conspiracy. Personal and social transformations in the 1980s. J.P. Tarcher, Los Angeles. 1980

- Приложение III. (Из опыта мистических переживаний Т. Сойдла)

Профессионалы  данной области» науки  достаточно едины во  мнении,  что  трансперсональная психология  представляет  собой  "четвертую  силу"   в   психологии (первыми тремя силами при этом считаются: бихевиоризм,  психоанализ и гуманистическая  психология).

 

За  последние  23  года  было   выдвинуто   множество альтернативных определений.  Рассмотрению  основных  определений  и выведению некоего "консенсуса" на их  основе  посвящен  ряд  статей [1, 2, 3].  Основные  темы  исследований,  попавшие  в   большинство перечислений, были:

 

1) состояния сознания, 2) высшие (предельные) способности, 3) преодоление личностного "Я" (эго), 4) трансцендентное, 5) духовное.

Многие  авторы  включили  и  темы: медитация, новое видение  человека,  глубинная  самость,  интуиция, основы бытия.

Развитие определения трансперсональной психологии можно проследить по [88,89]. Некоторые важные аспекты проблемы обсуждаются в [90].

 

 

Несколько  слов  об  истории  трансперсональной  психологии


Из западных     авторов,     чьи     работы     вдохновляли     первых "трансперсоналистов",  можно   называть R. M. Bucke, E. Underhill, R. Assagioli, A. Huxley, C.Jung, и D. Rudhyar. При  этом  для возникновения трансперсональной психологии как  научной  дисциплины решающее значение имели все же  в  основном  работы  двух  авторов. W. James [4]  предложил  что:

 

1)    при  всей  запутанности  проблемы мистические состояния представляют для  человека,  пережившего  их, крайне высокую  ценность, при этом такой  человек  способен  успешно (часто с выдающимися успехами) преодолевать практические сложности

2) что от этих состояний  даже  очень  трезвый,  "материалистичный' человек отдален только тончайшим экраном воспитания и привычек

3) что никакая картина мира не может  быть  полной,  без  учета  опыта добытого в этих состояниях.

 

Несколько  десятилетий  спустя  крупный психолог - (в течение некоторого  времени  —  президент  Американской психологической ассоциации) A.Maslow [5, 6] показал, что мистические переживания весьма часты у людей преуспевающих.  При  этом  зрелых, ставящих перед собой не цели насыщения  каких-то  базовых,  простых потребностей,  а  цели,  которые  затрагивают   основные   проблемы человеческого бытия. Людей, наделенных таким  опытом  не  столь много. Они успешно решают возникающие проблемы, давая новый облик и содержание жизни большому количеству людей.  A.Maslоw стал  создателем и одним из главных идеологов трансперсональной  психологии. Организационно новое  течение  обеспечил  A.Sutich,  прикованный  к инвалидному   креслу - живой   пример   важной   не   только   для трансперсоналистов  идеи,  что  сила  духа  способна   преодолевать материальные ограничения.

История трансперсональной психологии анализируется в ряде современных работ [91,92,93,94,95].

 

Новые теории личности и концепция состояний сознания


Одна  из  первых  "заявок" от трансперсональной психологии на крупный   вклад в науку, была сделана в 1972  году  с  появлением  в крайне  престижном  журнале  "Science"  статьи  проф. Ч.Тарта (C.Tart) [7], посвященной концепции "состояний сознания", Через 3  года  материал этой статьи вышел в свет в виде весьма обстоятельной книги [8]. Две идеи из этой книги на наш взгляд заслуживают особого  внимания.  Во-первых, постулируется наличие дискретных состояний сознания (ДСС). То есть, полу-интуитивно предполагается, что многомерная  статистика количественных и полу-количественных оценок разных психологических и некоторых физиологических характеристик  индивида  должна  показать наличие дискретных  областей,  наиболее  крупные  и  устойчивые  из которых соответствовали бы ДСС. Автор показывает некоторые  простые примеры подобного анализа.  Наше  обычное  ежедневное  бодрствующее сознание принимается как некоторое базовое состояние, по  отношению к которому состояния  сна,  сновидений,  алкогольной  интоксикации, гипноза и т.д. выступают как дискретные измененные состояния сознания (ДИСС).


Несомненно, что сами понятия ДСС  и ДИСС стимулировали как научный  так  и  "обывательский"  интерес  к измененным состояниям сознания [9].   Последний  результат,  естественно подводит  нас  к  спору  о  допустимости   бытового   использования психеделических; ("расширяющих сознание") веществ. Об этом несколько слов будет сказано ниже, а сейчас попытаемся  проследить  некоторые научные  аспекты  проблемы.  Как  правило,   в   научный   лексикон трансперсональных психологов, а вслед  за  ними  и  популяризаторов вошло не понятие ДИСС, а менее строго  определяемое  и  часто  даже, весьма  произвольно   толкуемое   понятие   "измененных   состояний сознания" (ИСС). Кстати и сам С.Tart  предпочитает  обходиться  без кольчуги  точных  определений.

О современноv развитии концепции ИСС и ее критике см. [97, 98, 99].

 

Трансперсональная психология  —  это  в  основном  наука  об  измененных   состояниях сознания.   Но   будь   это    действительно    так,    определение трансперсональной  психологии  не  выросло  бы  в   самостоятельную проблему, как мы видели выше.

Другая   проблема,   в   которую   очень   активно    включились представители   трансперсональной психологии — это создание картографии сознания. Создаваемые  карты  охватывают,  как  правило, весьма   гипотетические   достаточно   самостоятельные   структуры, участвующие   в   психологических   процессах   и   показывают   их  взаимодействие (включая иерархическое взаимо-подчинение).

 

Обзор  проблемы (включая фрейдовскую и еще более древнюю предысторию) дан  в  [10]. Отдельно хотелось бы отметить вклад C.Tart [8, 9] и,  к сожалению, мало  известного среди трансперсоналистов R.Fischer [11]. Сейчас в трансперсональной психологии  наибольшим  авторитетом   пользуются   схемы   K.Wilber [12,13,14, 100, 101, 102. 103] и M.Washburn [15,16, 104, 105, 106]. В последние годы к основным теоретикам трансперсональной психологии вполне справедливо причисляют и J. Ferrer [107, 108, 109, 110].

 

Структуры расположенные выше "эго" у трансперсоналистов, в отличие  от  психоаналитиков,  не  являются временными  искусственными  конструкциями,  а  представляют   собой основу  бытия.  Индивидуальность,  обособленность  личного  "я"  на определенном уровне  сознания  может  оказаться  иллюзией.  "Высшие стремления"  личности  не  привязаны   к   (сверх-) редукционистским объяснениям типа "не более чем". Редукционистская  ветвь  осталась, но она описывает прошлое, а не детерминирует (и не  дискредитирует) будущее.   Сознание  имеет  разные  уровни, идентифицируя  себя  с  разными,  (часто  иллюзорными)  структурами Единого  сознания  от  элементов  Эго  до  Вселенной…  (При  этом трансперсоналисты  склонны  —  весьма  разумно  —  считать  границы сознания шире границ, по крайней мере,  современной науки).  При  всей метафизичности  подобных  построений,   они   несомненно   помогают организовать личный опыт, не блокируя дальних  перспектив  развития личности.

 

Трансперсональная психология и общество


Педагогические и футурологические перспективы  трансперсональной психологии рассматривает T.Roberts [17,18], неутомимый практикующий теоретик и пропагандист использования всего спектра возможностей человеческой   психики  и преподавания    всего    спектра психологических течений и практических систем тренировки. Курсы трансперсональной психологии и  близких  к нему дисциплин читаются более чем в 100 учебных заведениях США [19,  111].

 

Хотя многие трансперсоналисты склонны рассматривать  как  основные  мировые религии, так и теорию и практику некоторых не очень  многочисленных мистических групп как "трансперсональные психологии" [20, 112],  или даже «психотехники», следует подчеркнуть, что упор делается не на навешивании ярлыков, а на недогматической и  не-авторитарной интерпретации религиозного и мистического опыта.  Трансперсональная психология  не  превратилась  в  новую  теософию  и  держит  зыбкое равновесие  между  метафизикой  и   экспериментальной   наукой.   "Реабилитация" измененных  состояний сознания в трансперсональной психологии  не отменяет понятия психотерапии, а  скорее  интегрирует ее в более общий процесс  работы  с  индивидуальным  сознанием  при более широком и перспективном понятии нормы.

 

Новые, крайне популярные в США методы  групповой  терапии  (часто ориентированные не столько на аналитическое восприятие, сколько  на целостное   переживание   ситуации) были в  основном созданы независимыми "харизматическими лидерами", или  зародились  в  рамках гуманистической психологии, следует отметить, что  сейчас  очень  популярна одна, близкая к трансперсональному подходу техника «процессуально ориентированной психологии» A. Mindell [113-118]. Не менее популярна уникальная трансперсональная  техника  "холотропного  дыхания" no  S. Grof. Многочисленные возможности для исследования трансперсональных состояний сознания, открываемые этой техникой,  подробно описаны [119, 120, 121, 122].

 

Психотропные вещества


Мы подошли к наиболее "больному"  (для  общественного  сознания) вопросу: к позиции   трансперсональных  психологов  по  отношению   к психотропным препаратам. Действительно, одним из основных  положений трансперсональной  психологии  является  реабилитация   измененных состояний сознания (как потенциально представляющих,   особенно  при наличии грамотного терапевта или  учителя,  новые  перспективы  для роста личности). Популярны были смелые эксперименты на собственной психике [22]. Также ряд  выдающихся  первых  трансперсоналистов: S.Grof, С. Tart, R. Alpert (Ram Dass) имели опыт исследования  и терапевтического   применения   психотропных   веществ   и   широко использовали  полученный материал в  своих трансперсональных статьях. И все же, как отмечают справедливо авторы  недавно вышедшего  обзора [23]:  исследование психотропных веществ является  междисциплинарным по своей природе, и только небольшая часть исследований  проводилась учеными, которые считают себя трансперсоналистами. .  Образец  трансперсонального   подхода   к проблеме   дают   статьи    [24, 25],    посвященные исследованию "мистического опыта", индуцированного псилоцибином  —  с  проверкой долгосрочных  эффектов 25 лет спустя (долгосрочные эффекты оказались  позитивными).

В весьма популярной  книге  Ram Dass [26]  приводит слова    своего    индийского    учителя:     "Америка     настолько материалистическая страна, что Иисус Христос  туда  пришел  в  виде химического вещества".  Далее  проводится  мысль,  что   краткосрочные   мистические экскурсии   при   помощи   психотропных   веществ   могут   служить доказательством [психологической]  реальности  мистических  уровней для людей, лишенных подобного личного опыта, но не  могут  заменить планомерной работы над  собой. Последнее  высказывание  достаточно близко к credo большинства трансперсоналистов. В своем  выступлении в Праге  [27]  другой  очень  известный  трансперсоналист старшего поколения C.Tart рассказал следующее  (цитата по памяти); "В те  годы я  стоял  перед  дилеммой.  Одни  люди  мне  говорили,  что  нельзя исследовать психотропные вещества, не испытав также их действие  на себе. Ведь многое в таком переживании просто невыразимо  словами  и исследователь не будет понимать, что имеют в виду  его  испытуемые. Другие, наоборот, говорили, что сам исследователь не  должен  ни  в коем случае пробовать сильно действующие  [типа  LSD]  психотропные вещества, так как они могут  привести  к  необратимому  повреждению мозга, и такой  человек  будет  очень  плохим  ученым,  практически потерянным для науки. Слова и тех и других казались  мне  одинаково убедительными, поэтому я взял монету и бросил жребий. Вышло "нет", и я остался верным этому решению».

 

Также отметим недавно опубликованную   статью  того же автора [28], в котором он  показывает,  что  среди    группы  (в основном  весьма  серьезно   практикующих)   около   100   учеников Тибетского  Буддизма почти все имели опыт употребления  психотропных веществ. Хотя они больше  не  прибегали  к  психотропным веществам,  большинство  из  учеников  отмечают,   что   предыдущий "психоделический"  опыт  скорее  помогает  как  практике,   так   и пониманию Буддизма.

 

Юридические   аспекты   проблемы   с   позиций,    близких     многим трансперсоналистам, освещает  сборник  [29].  Как бы то ни  было,  в  любом  случае, психотропные  вещества  выявляют  очень  важную  болевую   точку   в традиционном укладе жизни многих  стран. Увы,    никто не знает, в каких болевых точках подобного  рода  скрываются зачатки будущих катастроф, а в каких уникальные возможности для прорыва в неизведанное. Современное состояние исследования психоделиков освещает сборник [123]. Некоторые спорные аспекты подобных исследований рассматриваются в статьях [124, 125].

 

Медитация


Трансперсональная    психология    обращается    за    примерами религиозного и мистического опыта чаще  к  Востоку,  чем  к  Западу [хотя см. 30]. Возможно, что это указывает на элементы бунта детей против отцов  в истоках   трансперсональной   психологии. Соответственно из сокровищницы    религиозной    психотехники трансперсональная психология в основном  исследовала  МЕДИТАЦИЮ.

 

В первых же номерах Journal  of  Transpersonal  Psychology  появились глубокие и интересные статьи D.Goleman, которые потом  дали  основу его книге [31]. Автор приводит в  начале  книги  последовательность этапов  по  двум  основным  путям  медитации:   пути   концентрации (concentration, jhana) и пути  проницательного  внимания  (insight, vipassana) — по буддийским источникам, очень подробно разработавшим психологию   развития  медитационного   опыта.   Далее   эти   схемы используются  при  рассмотрении  медитационного  или   близкого   к медитационному опыта в других традициях, включая иудаизм  (каббала) и  христианство  (Иисусова  молитва). Изучение   медитации   также является  примером  междисциплинарного   исследования.

 

Статьи как трансперсонального склада, так и работы по  "физиологии  медитации" сведены в огромном сборнике (722 страниц убористого  текста)  двумя известными   трансперсоналистами [32].  Одна из возможных интерпретаций  накопленного  материала  такова.   Медитация   может действительно привести к измененным    психофизиологическим состояниям, но не к какому-то одному состоянию,  а  к  равным  (для разных школ медитаций). Конвергенция создается  а) на более  высоком уровне  (психологическом,  духовном)  и  б)  при  очень  длительном медитационном опыте. Медитация остается и в последние годы одной из излюбленных  тем  трансперсональной  психологии. Так D. Shapiro [33] провел большое исследование опыта долгосрочной медитации. Автор обращает много внимания  на  технику  психического тестирования, на  строгость  проверки  выдвинутых  гипотез.  Отдельные части этой работы докладывались в различных психологических журналах. Основной вывод  — осторожное подтверждение того,  что  при развитии  медитационного опыта цели и ожидания медитатора сдвигаются от само-регуляции к само-исследованию  а затем  к  само-освобождению (последнее  характеризуется  упором  на  сострадательное  служение, любовь  ко  всем  существам,  веру   в   фундаментальную   гармонию Вселенной).


Исследовались и другие аспекты медитации [34, 35]. Практические проблемы использования  медитации  в  реальном психотерапевтическом контексте рассматривает и  статья W. Dubin [36]. В статье M. Epstein [37] Фрейдовская психодинамика используется для анализа проблем, которые возникают у медитаторов, идущих по  разным путям медитации. Читая эти статьи, можно видеть, как разные подходы понемногу продвигают нас вперед к  реальному  синтезу  восточных  и западных, сакральных и секулярных психологических знаний. (Эта же тема широко представлена в Вестниках Балтийской Педагогической Академии № 68 -2006 г. и  № 74 -2007 г.). Интерес представляет феноменологический подход к медитации [126, 127]. За последние несколько лет возник серьезный интерес к проблемам медитации и среди ряда нейрофизиологов. Отметим несколько ярких работ:  [128-131]. Этот интерес распространился и на достижения христианской мистики [132].

 

Религии и эзотерические традиции как трансперсональные психологии


В своем  роде  классическим   произведением   трансперсональной психологии  стал  сборник  [20]. Основная  часть  этого   сборника рассматривает психологический опыт, накопленный мировыми  религиями и  некоторыми  эзотерическими  традициями, представленными через мудрость, опыт, разнообразие  взгляда на мир и  неожиданные  способы организации языка и  мысли.  Данный  сборник  рассчитан  на  создание большой панорамной картины, где  каждая  традиция  имеет  не  очень много места. В нашей стране аналогичную роль сыграла замечательная книга Е. Торчинова [111].

 

Трансперсональные аспекты религий продолжают рассматриваться в литературе [39, 40, 41, 42]  Особый   интерес представляют квалифицированные  сравнения  разных  традиций  [43]  и реалистичные описания  религиозной  практики  в  контексте  местной культуры [44] "с точки зрения трансперсоналиста".

 

Из отдельных религий особое  значение для трансперсонального подхода имеет  буддизм (133-138 и многие другие).  На наш взгляд анализ тибетских текстов, который проводил проф. H. Guenther [38, 136-138] в перспективе может приводить к радикальному пересмотру возможностей трансперсональной теории.  Интересные материалы накоплены по Гурджиевской работе [134, 139, 140], по суфизму [141], по Каббале [142, 143], также по христианству [20, 43]. Особое внимание привлекает православная традиция [20, 144, 145, 146]. Во многих публикациях рассматривается шаманизм [42, 147]. Внимание привлекают Кундалини йога [148, 149] и Адвайта Веданта [150, 151]. Обобщение разных подходов к трансперсональному изучению религиозного опыта и полученных данных можно найти в ряде публикаций [152-159]. Выдвигаются интересные новые подходы [160].

 

Осмысление повседневного опыта


В   ряде   религиозных   и   мистических   традиций   настойчиво подчеркивается, что медитация,  молитвы,  "духовные  упражнения"  и прочее имеют ценность именно тогда, когда  они  внутренне  полностью преобразуют   наш повседневный опыт (хотя внешне изменения могут быть минимальные). Отсюда недалеко до следующего шага:   видения  обычной человеческой   жизни   как   постоянного   "духовного   упражнения". Чередование сокращения  и  расширения   сознания   дает состояние энергии. Физическая реальность – гигантский  фильм ужасов, который мы не  покидаем,  так как обожаем фильмы ужасов. Не- сопротивление и любовь преобразовывают даже ад и т.д.  и.т.д.

 

В серии  статей  A.B.Chinen [47,48,49]   отмечается,  что рост  человеческой   личности   ведет   за   пределы,  соблюдаемые психологией и  социологией, и входит в области философии,  мифологии, теологии, литературы, искусства и музыки. Далее автор рассматривает сказки,  посвященные  среднему  (самому  "мирскому")   и   старшему возрасту, Если молодой герой борется с демонами, то средний возраст —  время  продуктивных  компромиссов.  Средний   возраст   осознает невозможность решения многих,  даже  ограниченных   задач  Потеряна магия, но приходит исцеление. Старший возраст возвращается к местам юношеских подвигов, но может продвигаться  дальше,  зная  правильные вопросы!  В то же время за ответами старший возраст часто обращается к юному!  В другой статье [50]  рассматривается сложное  переплетение потребности  в  безусловной  ("сердечной")   и   кондиционированной любви требованиями нашего разума.  Мучительные  противоречия  между одним  и  другим  способствуют  открытию  сердца   и   освобождению алхимической,  преобразующей  силы,  которая  распространится   как сострадание  ко  всем  существам. Еще  в  одной  статье  [51]    на этнографическом и мифологическом материале описывается переплетение негативного и позитивного в метафорических образах узлов  и  сетей. (Например, сети не только связывают, но и объединяют нас.  Впрочем, и  понятие "связывает" не  имеет  однозначно  негативного  значения. Само слово «религия» означает "новую связь").  Еще  в  одной  статье [52] красноречиво   показывается,   как   буддийская    концепция "правильной речи" может кардинально менять жизнь  людей.  Так  одна замена слова "плохой"  на  "неумелый"  может  привести  к развитию большего  понимания  и  сострадания.

Некоторые возможности внутренней работы показаны в  [53-57].

О путях преображения ежедневной реальности см. [161].

 

"Надъестественное"

В трансперсональной  психологии  нашел    своеобразное   прибежище   и паранормальный  опыт.  Трансперсональная  психология  не  входит  в бесконечные  споры  о  реальности  того  или  иного  явления. Некоторые   видные трансперсоналисты все же не избегают соблазна сказать свое слово  и в парапсихологических  спорах [58]. Возможный образец  упорядочивания паранормального   опыта   дается    в     очень    авторитетной    в трансперсональных кругах книге [59, или любые другие книги С.Грофа]. Книга эта известна в  основном своей концепцией  перинатальных  матриц - гигантских  кластеров ассоциативной памяти ("концентрированного опыта"),  соответствующих четырем стадиям процесса рождения ребенка. Автор не скрывает, что в этих кластерах, выявленных  в  ходе  психотерапии  при  помощи  ЛСД, встречается  и  материал,  который  либо   является   искусственной конструкцией, либо оказался в памяти,  минуя  нормальные  сенсорные каналы. Часть  материала  напрашивается  на  комбинацию  этик  двух объяснений. Сюда относятся переживания  пациентов  в  эмбриональном состоянии, опыт предков,  идентификация  с  представителями  других культур (иногда это эмоционально очень  богатый  материал  с  живым чувством кармической связи  через поколения странствий души),  а также  с  животными,  растениями,  минералами.  Может   происходить идентификация с "сознанием" отдельных клеток или же целой  планеты, с архетипами,  богами,  с универсальным  сознанием  или  первичным "ничто".

 

Возможно, что новый подход к надъестественому дает гипотеза R.Sheldrake о морфическом резонансе (о «привычках природы») [162-165]. Некоторые другие альтернативные подходы к проблеме даны в публикациях [60-63]. Исследования  надъестественного представляют собой, сколь бы они иногда не казались спорными,  представляют собой важную грань человеческой — если не науки то, скажем так, мысли  [см. 166, 167]

 

Трансперсональная психология и (...)


Хотя трансперсональная психология не  стала  модной  у  научного истэблишмента, она все же привлекает специалистов разного   профиля, которые видят в трансперсоналистике  возможности  нового,  свежего подхода к  своим  разделам  науки.  Очень  естественным  сочетанием подобного рода является трансперсональная психотерапия [21, 64, 170]. При этом    подразумевается    не    столько     введение некоторых трансперсональных методов (таких как медитация)  в  терапевтический контекст, сколько помощь росту человека за пределы западной  модели духовного развития. Иными словами, если твой психотерапевт — Будда, то  результатом  терапии  является  нирвана. Неисчерпаема проблема трансперсонального образования [17, 18, 65]. Органична связь трансперсональной   психологии   и   экологии.   Вместо    экологии рационального эгоизма возникает глубинное  понимание  общей  связи, охватывающей  индивидуальные  "я",  необходимость  защиты  процесса развития  (самораскрытия)  нашего  мира  как  целого  [66, 168]. Трансперсональный имеет отношение к самым разным сторонам нашей жизни  [67-70]. О перспективах перерастания трансперсональной психологии в междисциплинарный транспесональный подход рассуждает главный редактор Journal of Transpersonal Psychology Marcie Boucouvalas [169].

 

Что же все-таки утверждает трансперсональная психология


В первые годы трансперсональной психологии многие (в том числе и я) несколько преувеличивали   значение  революции  в  умах,  которую вот-вот обещала совершить трансперсональная психология. Выходили из печати  удивительные  по  глубине  и  новизне  книги,   расширяющие горизонты  сознания [8, 9, 20,  22,  26,  31,  45,  59,  70-78]. Печатались замечательные статьи [5, 7, 79, 80, 81], и казалось  так недалеко до обновления сначала психологии, а  затем  и  других  как гуманитарных,  так  и   естественных  наук.  Увы,  всего  этого   не произошло. Произошло   неизбежное: трансперсональная  психология  заняла   свое   как будто   довольно скромное место среди других научных  направлений. И  все же,  иногда кажется, что нынешний покой обманчив и новая, настоящая весна  этой науки еще впереди. Может быть, она просто несколько опередила  свое время?

 

При помощи не слишком сильной и оригинальной  методической  базы трансперсональная психология обращается к очень серьезным  образцам в  основном  восточной  духовной  литературы  и  к  живой  традиции религиозной тренировки тоже, в основном, восточных  учителей с  доброй и устойчивой славой. Основная  сила  трансперсоналистов  —  это  не традиция аккуратного, скрупулезного описания, а традиция соучастия. Да  и  мой  личный   опыт   общения   с   представителями трансперсонального сообщества говорит, что  при  всех   недостатках, ошибках и иллюзиях трансперсональная психология - это живая наука о живом человеческом (а может быть иногда  и  над-человеческом)  духе.

 

Трансперсональная психология продолжает поиск путей своего дальнейшего развития. Плюрализм этих поисков создает основание для оптимизма насчет будущего трансперсональных исследований [170-181].

 

Первые шаги библиографической   службы трансперсональных материалов и банки  данных  описаны  в [85]. Список журналов, периодически  печатающих  трансперсональные материалы достаточно впечатляющ [86]  и уже в  1983 превышал 100 изданий. Все же самыми  престижными  журналами  этого  направления  остаются Journal  of  Transpersonal  Psychology  и  International Journal of Transpersonal Studies (бывший Australian  Journal   of Transpersonal   Psychology). Трансперсональные материалы высокого качества печатают и Journal  of  Humanistic Psychology,  Transpersonal Psychology Review и  ReVision.

 

Я хотел бы закончить словами  проф.  В.В.Налимова, отечественного патриарха    междисциплинарных  построений, близких к трансперсональной  психологии  (в  проспектах  12  конференции   по трансперсональной психологии его имя называлось  в  коротком  списке наиболее авторитетных ученых, чьи идеи влияют на трансперсоналистику):

 

" Сила соприкосновения с тайной в том,  что  она  несет  в  себе моральное начало" [87].

 

О трансперсональной психологии - Сойдла Тыну (Литература)

О трансперсональной психологии - Сойдла Тыну (Приложение 1)

О трансперсональной психологии - Сойдла Тыну (Приложение 2)

О трансперсональной психологии - Сойдла Тыну (Приложение 3)

Источник:  http://www.baltrin.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=9&Itemid=3

 

Смотрите также:

 

Трансперсональная психология