На Волгу за традициями

 

На пятый международный фестиваль «Традиции народов мира», проходящий на Волге, Эстония на сей раз привезла с собой типи - переносное жилище североамериканских индейцев, которое, оказывается, умеют делать и в наших краях.

С языка индейцев лакота название шалаша конической формы «ти-пи» переводится очень просто - «для жизни». В центре этого переносного дома находится очаг, дым из которого по спирали выходит в отверстие над головой.

 

Путешествиепо странам и векам

 

На фестивале, палаточный городок которого в течение двух первых недель июля традиционно вырастает на острове Асафовы горы на Горьковском водохранилище, типи использовали, чтобы в большой компании пить по вечерам чай и познавать чайные традиции разных народов. Чайные мастера из Санкт-Петербургского Чайного клуба Центра культурных традиций проводили на острове и имеющие прямое отношение к индейцам вечера матэ и какао. Ведь знания об этих древних напитках европейцы получили именно от них. Инки, майя и гуарани употребляли матэ для восстановления сил после охоты и сражений. Запасы какао-бобов конкистадоры под предводительством Кортеса в шестнадцатом веке обнаружили при захвате древней столицы Мексики Теноч-титлан и разграблении дворца императора ацтеков Монтесумы.

 

Знакомство с мировоззрением североамериканских индейцев продолжалось и на занятиях с собственноручно сложенным участниками фестиваля магическим колесом, ориентированным на четыре стороны света. По мнению ведущего секции ученого и врача Сергея Стрекалова, магическое колесо является метафорой реальности, в которой живет человек. Ведь круг - традиционный символ бесконечности мироздания. Знание законов, по которым строится такое пространство, помогает человеку разобраться как в отдельных жизненных проблемах и неурядицах, так и судьбе в целом, найти опору и ответы на волнующие вопросы.

 

 

Но программа пятого международного фестиваля, который проводит общественное движение «Целый мир», изучением исключительно индейских традиций не ограничивалась. Этим летом на остров, располагающийся неподалеку от старинного русского города Юрьевец, приехали люди, которые занимаются реконструкцией древних ремесел, традиций, ритуалов разных стран и народов, собирают старинные танцы, фольклор, стараются разгадать загадки древних лабиринтов и спиралей. Большой интерес у участников фестиваля вызывала секция «Традиции финно-угорских народов», которую проводил ведущий из Эстонии Тыну Талимаа. Особое место на фестивале занимало и знакомство с древними славянскими обрядами, а также проведение праздника Ивана Купалы.

 

Количество секций на острове ежегодно растет. И если в прошлом году здесь можно было заниматься в 29 разных мастер-классах, то в этом их число доросло приблизительно до сорока. Чего здесь только не было - этнокерамика, крашение тканей, изготовление бубнов, китайских фонариков, бумерангов, посохов дождя, стрельба из лука, фехтование, нумерология, занятия с детьми, а также каждый вечер танцы народов мира, недельный мастер-класс известного мультиинструменталиста из Санкт-Петербурга Сергея Гасанова.

 

Головой на барабане

 

Участникам мастер-класса игры на этнобарабанах - дарбуках - повезло, поскольку с ними занимался музыкант, играющий на десятках музыкальных инструментов, автор собственной теории и практики работы со звуком, в основу которых легли древние индийские, китайские, суфийские и европейские традиции.

 

Конечно, чтобы принять участие в мастер-классе Сергея Гасанова, желательно было привезти с собой на остров собственный музыкальный инструмент. Правда, тот, кто забыл или не смог это сделать, нашел оригинальный выход из положения, прихватив на занятия миску, из которой до этого вкушал приготовленный островными поварами вкусный завтрак или обед.

 

- Чтобы научиться играть на барабане, нужно иметь три составляющие: желание, возможность и действие, - начал свое занятие Сергей Гасанов. - Это означает «Я хочу, могу и делаю». Необходимы также практика и... время.

 

Узнали участники мастер-класса и о том, что на барабане играют... головой. Конечно, не в прямом, а в переносном смысле. Именно голова способствует тому, что наши руки учатся правильно действовать. Ведь непосредственно игре предшествует выработанная нашим сознанием мысль, дающая направление нашим поступкам и действиям. И если голова управляет рукой, то рука в таком случае управляет звуком. Человеческая рука - это естественный инструмент, который позволяет нам проявить заложенное у нас внутри.

 

На второй секции под названием «Мистерия звука», которую Сергей Гасанов проводил на острове по вечерам, можно было узнать о значении музыки в жизни людей, а также услышать звуки таких экзотических инструментов, как индийская ситара, сарод, флейта бансури, послушать индийские раги, музыку разных народов мира.

 

В этом году на фестиваль впервые приезжал необычный музыкальный коллектив - русско-кельтский оркестр Reelroadъ - из Санкт-Петербурга. Кстати, сейчас оркестр, который поначалу интересовался в основном танцевальными мелодиями и песнями различных кельтских стран - таких, как Ирландия, Шотландия, Франция (Бретань), Испания (Галисия), а позже стал использовать фольклор в качестве отправной точки для создания собственного творчества, - можно услышать на проходящем под Москвой фестивале этномузыки «Этноланд».

 

В арсенале коллектива, готовящего к выпуску уже свой третий музыкальный альбом, волынки, кельтская арфа, скрипка, tin whistle. Музыканты, играющие зажигательные мелодии, давали на острове такой интенсивный мастер-класс по деревенским танцам, что пыль стояла столбом. А после изучения одного ирландского танца народ отдувался так, как после хорошей тренировки в спортзале. Главное же, что всем участникам действа было действительно интересно и весело вместе.

 

Не приходилось скучать и ходившим на танец живота к танцовщице из Санкт-Петербурга Джамиле. Своими секретами красавица Джамиля охотно делилась не только с женщинами, но и со смелыми мужчинами, желающими разгадать тайны древнего мастерства.

 

У детей на фестивале была своя отдельная от взрослых жизнь. С ними в детской секции играли и занимались профессиональные психологи и педагоги. Каждый день островной молодняк совершал увлекательное путешествие в традиции одной из стран мира. На детской площадке учились общаться и дружить, лепили, рисовали, ткали на древнем ткацком станке, шили, осваивали основы фехтования, проводили собственные чайные церемонии, а также каждый день готовили спектакли для всего палаточного лагеря. В общем, скучать было некогда.

 

И, конечно, сходить за две недели на все сорок секций было невозможно, да и не нужно, ведь участники фестиваля, собравшиеся из разных уголков России - от Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода до Сургута, Украины, Эстонии, Латвии, Литвы и даже Америки, приехали сюда не только, чтобы учиться, но и отдыхать, купаться, загорать, общаться друг с другом и прекрасной волжской природой - водой, лесом, дикими животными и птицами.

 

Анна Литвинюк

Источник  http://www.moles.ee/06/Jul/29/11-1.php

 

Смотрите так же

Фестиваль традиции мира

Фестивали  Традиции  Мира  в   Городе