Статья о С.А. Стрекалове. Таллинн 2005г.

Целый мир – в себе

 

Есть в Таллинне, а также в Москве и Риге, Киеве и Санкт-Петербурге, и некоторых других городах России и Украины любопытная общественная организация «Целый Мир». Ее цель – содействие всестороннему развитию человека или, по-другому, расширение возможностей личности через знакомство и изучение культурных и духовных традиций различных эпох и народов.

Казалось бы, задача совершенно неосуществимая. Однако основоположник движения питерский психолог Сергей СТРЕКАЛОВ на собственном примере доказал обратное. Более того, сумел обратить в свою «веру» множество людей и в России, и за ее пределами, вплоть до Германии и Финляндии.

Каждый рано или поздно задается вечными вопросами: что такое человек, почему все устроено именно так, а не иначе, и, наконец, каково предназначение каждого из нас.

Сергей Стрекалов в поисках ответов на них подался в мединститут. Освоил там все, что положено врачу: все тонкости анатомии, физиологии, биохимии и т.п. Все то, как можно разобрать человека по косточкам, нервам, клеточкам, ферментам… Но по-прежнему не хватало знаний, как все это взаимодействует на другом – духовном уровне. В надежде, что это станет яснее на генетическом уровне, - он и «осел» в  соответствующем НИИ. Прошли долгие десять лет, пока Сергей Стрекалов понял, что таким путем истины не найти; вместо нее - скрупулезная работа с экспериментами, документацией, подсчетами и статистикой.

Постепенно поиски шаг за шагом начали приводить его на семинары корифеев в области психической саморегуляции, что давало пищу для размышлений. Затем познакомился с практиками дыхательных психотехник в виде холотропного дыхания, ребефинга, вайвейшн. А увлекшись, вместе с друзьями способствовал созданию международной ассоциации свободного дыхания. Несколько лет вместе с единомышленниками – врачами, психологами, физиологами - интенсивно изучал в лаборатории, как влияют эти дыхательные психотехники на состояние человека - его физиологию и психологию. Клинически наблюдал воздействие медитаций разных систем: их плюсы и минусы, что с их помощью действительно можно сделать и как они влияют на самочувствие. Оттачивал практику йоги на семинаре у самого Айенгара и технику цигун в Школе летящего журавля. Голодал по 15-20 дней, занимался медитативным бегом, стал моржевать и залезал в прорубь. Плюс к этому ухитрился изучить гештальт-терапию, психодраму, психосинтез, арт-терапию – около десятка современных методов психологии, способных помочь человеку. Занимался по 15 часов в сутки, чтобы на себе познать, что это такое.


Игра с учениями

К 1990 году он уже настолько успешно освоил на себе множество емких направлений психологии, что можно было этим поделиться и с другими. Это и происходило на многочисленных семинарах, с которыми Сергей Стрекалов изъездил страну с запада на восток и с севера на юг. Поначалу передавал опыт, полученный от других специалистов – мастеров, гуру, инструкторов, - а потом начал синтезировать наработанное на собственном опыте и подавал под другим углом, - с его точки зрения, более эффективным. Так постепенно сформировалась собственная теория «Игры в пространства» - синтез древних учений и современного взгляда на то, что такое человек и в чем смысл жизни. Получилось, что пригодился весь предыдущий опыт: «лепить» собственную концепцию помогало и медицинское образование, и десятилетие экспериментов в генетике с ее скрупулезной систематизацией каждой клетки, что развило аналитический подход.

В результате, в тех краях, куда Сергей постоянно приезжал, стали появляться группы людей, которые практиковали разработанные им методы. Эти методы, как определяет он сам, не являются ответвлением какой-либо конкретной психотерапии или психологии, а также не имеют ничего общего с религией и познанием Бога. Это всего лишь разумная концепция относительно того, с чего начать, чем продолжить и куда двигаться дальше, чтобы приблизиться к такому понятию, как смысл своего существования. Для этого человеку потребуется освоить на самом себе много практик. Логическим путем прийти к осмыслению себя самого, как правило, не удается. Необходимо глубокое исследование собственных эмоций и своего тела, т.е. своего внутреннего мира. А это возможно, как правило, в состоянии медитации, или, как сейчас принято говорить, в расширенном состоянии сознания.

«Игры в пространства» основываются на огромном множестве древних и современных методов познания человека. Одни семинары предлагают познакомиться с медитацией семидневного молчания – старинный тысячелетней давности способ. Другие представляют собой курс йоги или цигун. Кто-то идет дальше – и осваивает различные дыхательные практики и методы, связанные с телесно ориентированной психотерапией. «Все это гигантский микст, - признает Сергей Стрекалов, - и ни одному направлению я не отдавал предпочтения. Все методы имеют право на жизнь, если они работают».

Вопрос, однако, не в том, чтобы освоить практики, а в том, чтобы их обратить себе на пользу. Она как раз и заключается в понимании того, кто я такой: не что я про себя знаю, а, наоборот, что я о себе не знаю и на что способен. В результате проделываемой работы выясняется, что наша личность огромная, но знает о себе самой лишь маленький кусочек. Все остальное, будучи невостребованным в повседневной жизни, остается в зачаточном состоянии.


Не в виртуальном мире – на практике

Естественным образом «Игры в пространства» трансформировались в ту самую концепцию «Целый мир», которая завладела и таллиннцами. Знакомясь с культурой и традициями разных стран и эпох, люди познают себя и свои истоки. И делают это не виртуально, а на практике. Они устраивают экспедиции в интересные и аномальные уголки вроде Соловецких островов, или легендарного украинского местечка «Каменная могила», или одного из турецких регионов, прославившегося древней клиникой Асклепионом. Они собираются на концертах народной музыки в исполнении ее носителей – африканцев, индийцев или китайцев. Осваивают, кроме всего прочего, разные традиции чаепития с заложенной в них философией. Последние пять лет устраивают близ старинного городка Юрьевец, что на Волге, международный Фестиваль «Традиции мира». Собравшись, люди испытывают себя в древних ремеслах, собственными руками изготавливают бубны, флейты, а то и бумеранги. Мужчины могут по часу разжигать костер древним способом – трением дерева вокруг его оси, а женщины тем временем занимаются раскраской тканей старинным индейским способом. Они – и взрослые, и дети -  могут создавать «маску личной силы» или, объединившись в секции «Лучник», стрелять по мишени из английских луков лонгбоу (двухметровой высоты) или норманнских луков. Или просто делятся тем необычным, что успели познать. Например, один из участников лагеря, Тыну Талимаа, близко знакомый с эстонским гуру, вигаласким Сассем, живописал собравшимся у костра об обычаях древних эстов…


«Целый мир» - это мир поистине без границ, без предрассудков и давления друг на друга.

 


Стефания Лупул
Таллинн
2005 г.
Смотрите также