С.А.Стрекалов, к.п.н., И.Ю.Наколюшкин, психолог,

Вестник Балтийской педагогической академии №92

 

Работа со сновидениями с помощью метода Диалога с Голосами

 

Известно, что сновидения являются символом подсознания человека. Проблема толкования сновидений занимает человеческие умы уже много тысячелетий. В первобытные времена считалось, что сновидения имеют связь с миром богов и демонов, их рассматривали как послания от сверхчеловеческих существ, с помощью которых можно предсказать будущее. Аристотель же считал, что «сновидение - это не послание Божие, что оно имеет не божественное происхождение, а дьявольское, так как природа скорее демонична, чем божественна» (цитата по [3]).

 

Уже гораздо позднее, в XIX в. делались попытки научного объяснения природы сновидений. Одни авторы, в частности, Гафнер, считали, что «прежде всего сновидение служит продолжением бодрственного состояния. Наши сновидения стоят всегда в связи с

представлениями, имевшими место незадолго до того в сознании. Такое наблюдение найдет всегда нить, которой сновидение связано с переживаниями предшествующего дня» (цитата по [3]). Другие, в частности, Л.Штрюмпель, напротив, отрицали связь сновидения с бодрствованием: «В сновидении совершенно исчезает память строго упорядоченного

содержания бодрственного сознания и его нормальных функций...» (цитата по [3]).

 

Первым, кто разработал стройную теорию сновидений, был З.Фрейд. В своей теории он опирался на созданную им модель разделения психики на сознание и бессознательное, причём ведущую роль в психической деятельности он отводил как раз бессознательному, хотя и подчёркивал, что мотивы и влечения бессознательного скрыты от человека и проявляются, в частности, в его сновидениях. Одним из основных положений теории сновидений З.Фрейда является то, что сновидение — это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного — вытесненные желания. Теория сновидений была подробно изложена З.Фрейдом в книге «Толкование сновидений» [3], — его первой крупной работе по психоанализу, которая осталась и одним из основных его трудов. Главная часть скрытого сновидения находится в бессознательном — в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Содержания бессознательного человек не может осознать по своему желанию. Если из дневной душевной жизни в сновидение может попасть всё из того, что днём переживается человеком — образы, желания, намерения, рассуждения и т. п., — то из бессознательного в сновидения приходят только скрытые желания, ибо там находятся только скрытые желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией (цензура сновидения, или — в терминах более поздней модели З.Фрейда — Сверх-Я). Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает, что позволяет сэкономить психическую энергию, затрачиваемую на вытеснение; бессознательные желания же получают лазейку, через которую могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение. Бессознательные, вытесненные желания — это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это:

сексуальные желания (в том числе — и в особенности — запрещаемые этическими и общественными нормами — например, инцест);

ненависть («желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни — родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям — не являются ничем необычным. Эти отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада; в бодрствующем состоянии после толкования никакая цензура против них не кажется нам достаточно строгой»).

 

Бессознательные желания, облачаясь в фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении. Именно бессознательное желание является активной, движущей силой скрытого сновидения, проталкивающей его в явное сновидение; оно «отдаёт психическую энергию для образования сновидения»; оно — «собственно, создатель сновидения».

 

Другой выдающийся психолог, К.Юнг, соглашаясь с З.Фрейдом в том, что сновидения суть манифестации бессознательного, в то же время критикует его воззрения на природу сновидения. К.Юнг [6] выделяет различные функции сновидения, в частности каузальную и финальную. З.Фрейд, с его точки зрения, ограничивается при толковании сновидений лишь их каузальной функцией. «Фрейдовский каузальный способ рассмотрения исходит из вожделения, т. е. из вытесненного желания сновидения», - пишет К.Юнг. В отличие от каузального способа рассмотрения, отвечающего на вопрос, почему тот или иной образ появляется в сновидении, финальный способ стремится ответить на вопрос – зачем, с какой целью появляются различные образы сновидения. «Каузальный способ рассмотрения, согласно своей природе, склоняется к однозначности, т. е. к жесткому значению символа. Финальный способ рассмотрения, напротив, усматривает в изменяющемся образе сновидения выражение некой изменяющейся психологической ситуации. Он не признает никакого жесткого значения символа»,- пишет К.Юнг. Кроме того, анализируя сны своих пациентов, К.Юнг пришёл к идее о наличии в сновидениях различных архетипических образов, являющихся проявлениями коллективного бессознательного, которому К.Юнг отводил значительное место в психологической структуре личности.

 

Споры о том, как более правильно толковать сновидения, не утихают по сей день и не прекратятся, по-видимому, никогда. Более важным, вероятно, является то, какую практическую ценность представляет собой та или иная теория. В данной статье мы остановимся на способах работы со сновидениями, основанными на психологии субличностей Хэла и Сидры Стоунов [2] и разработанным ими методе Диалога с Голосами (иногда называют Диалог голосов).

 

Психология субличностей Стоунов рассматривает психическую структуру личности как совокупность устойчивых психических образований, называемых субличностями. Сознание представляется Стоунами как динамический процесс протекания психической энергии, а формирование субличностей связано с фиксацией этой энергии вследствие оценок и придания значимости тем или иным событиям. Формирование субличностей начинается в раннем детстве, и со временем некоторые субличности начинают играть весьма значимую роль в жизни человека, до такой степени, что он часто отождествляется с ними. Эти субличности получили у Стоунов название «первичных».  Они почти всегда ассоциируются с силой и успешностью в обществе. Те же субличности, которые осуждаются значимыми людьми и обществом в целом, человеком не признаются и отстраняются, в дальнейшем он стремится их никому не демонстрировать. Эти субличности Стоуны назвали «отстранёнными». Проблема заключается в том, что «отстранённые» субличности, вытесняемые человеком в сферу бессознательного, продолжают влиять на его жизнь, ибо нельзя не согласиться с З.Фрейдом, придававшим решающее значение именно бессознательным мотивам поступков. Не имея возможности участвовать в реальной жизни человека, «отстранённые» субличности проявляются в образах его сновидений. Нельзя, однако, сказать, что «первичные» субличности в сновидениях отсутствуют. Образы сновидения, с точки зрения психологии субличностей, являют собой сложный конгломерат самых разных субличностей, разбираться в котором, возможно, и не имело бы особого смысла, если бы не та практическая ценность, которую представляет данная работа для человека, желающего разобраться в своём внутреннем мире, в мотивах своих поступков, научиться достигать своих целей через осознание того, что может ему в этом помочь, а что – помешать.

 

Работа со сновидениями в психологии субличностей основана на применении метода Диалога с Голосами. С нашей точки зрения в этом направлении заслуживают внимания два способа работы со сновидениями.

Первый из них заключается в проведении специфических сессий по методике Х. и С. Стоунов с персонажами сна. (2) Такие сессии являются главным инструментом Диалога с Голосами. В обычных сессиях фасилитатор беседует с различными субличностями клиента, что даёт последнему возможность получить большую осведомлённость о своём внутреннем мире, а также разотождествиться со своими субличностями и по-новому взглянуть на себя и на ситуацию. То же самое происходит и в результате сессий с персонажами сна. При этом данный способ работы позволяет рассматривать персонажи сновидения, выражаясь терминами К.Юнга, как с каузальной, так и с финальной точек зрения, поскольку персонажи могут рассказать как о времени и причинах (каких-то значимых событиях) своего появления, так и о своих перспективных целях в отношении клиента. Задача фасилитатора заключается в том, чтобы воспринимать не только информацию от персонажей сна, чтобы затем донести её до клиента, но и чувствовать их энергию, замечать, какие субличности стоят за тем или иным персонажем. В дальнейшем, на основании своего восприятия он может давать клиенту определённые рекомендации, соблюдая при этом особую осторожность, поскольку ведущая роль в интерпретации сновидений должна принадлежать клиенту.

 

Второй способ работы со сновидениями с помощью метода Диалога с Голосами (Диалог голосов) заключается в построении «мандалы сновидения». Метод «мандал» - это практическая методика, разработанная в начале 90-х годов прошлого века на основе системных расстановок и констелляций по Б.Хеллингеру, одним из авторов статьи, С.А.Стрекаловым. Правда, для его реализации необходимо участие целой группы людей, поскольку суть метода состоит в том, что каждый из участников группы занимает место определённого персонажа сновидения клиента. Место это, т.е. пространственное положение в помещении, где строится «мандала», определяет клиент. После того, как «мандала» построена, т.е. все персонажи стоят на своих местах, участники группы действительно становятся этими персонажами и транслируют их мысли, чувства и переживания. Каким образом это происходит, трудно сказать. Возможно, все дело в формировании особых морфогенетических полей, на существовании которых основаны такие практики, как семейно-системные расстановки Б.Хеллингера [4]. Так или иначе, но в результате построения «мандалы» его сновидения, клиент, наблюдающий всю картину со стороны, получает принципиально новый взгляд на свой внутренний мир, на то, как взаимодействуют между собой отдельные составляющие этого мира, какую весть несёт ему это сновидение.

 

Итак, на сегодняшний день существует несколько методов толкования сновидений. В данной статье описаны лишь те, которые стали базовыми для последующих поколений психологов. Психоаналитики используют методику, изложенную З.Фрейдом. Последователи К.Юнга также используют и развивают методику своего выдающегося предшественника; среди них заслуживает внимания работа Р.Джонсона [1]. Что же касается работы со сновидениями по методу Диалога с Голосами, то она, на наш взгляд, по глубине и эффективности едва ли уступает вышеупомянутым методикам. Опыт авторов, накопленный за последние 15 лет показывает, что Метод Voice Dialogue (Диалог с Голосами или Диалог голосов) можно с успехом применять для работы со сновидениями.

 

В конце этой статьи вспоминаются слова К.Юнга: «Конечно, каждый врач должен ознакомиться с так называемыми «методами». Но он должен остерегаться применять только какой-то один, специфический, рутинный подход. Вообще, следует осторожно относиться к теоретическим предположениям. Мне кажется, что к каждому отдельному человеку следует применять только индивидуальный подход. С каждым пациентом следует говорить на особом языке» [5].

 

Список литературы

Р.Джонсон. Сновидения и фантазии.- М.: Ваклер, 1996.- 288 с.

Х.Стоун, С.Уинкельман. Принимая собственные «Я».- М.: Эксмо, Домино, 2003.- 304 с.

З.Фрейд. Толкование сновидений.- М.: Попурри, 2008 – 576 с.

Б.Хеллингер. Порядки любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. – М.: Психотерапия, 2007.- 352 с.

К.Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления.- М.: Харвест, 2003.- 496 с.

К.Юнг. Структура психики и архетипы.- М.: Академический проект, 2007.- 303 с.

 

Смотрите также.

О Хэле и Сидре Стоунах. Метод "Диалог с голосами" ,

Базовые элементы "Диалога с Голосами", отношений и психологии субличностей,

"Диалог с голосами" и формирование структуры личности.

Психологическое консультирование по методу "Диалог с голосами"

П. Гарфилд. "Сновидения"