Стрекалов С.А., д.пс.н.,

С.-Петербург

Топология личности и ее жизненного пространства

 

«Жизнь есть оптимальное сочетание

закономерности и случайности,

жесткости и пластичности,

верности прошлому и развитию»

 

Не смотря на интенсивные исследования психики человека до сих пор не вполне ясно, что такое личность человека, из чего складывается внешняя и внутренняя реальность, в которой он живет и как они связаны, и возможно ли описать и прогнозировать поведение человека в окружающем мире. Эти вопросы имеют важность как для практической психологии, так и в смысле лучшего понимания самой природы человека. В данной статье приводится авторская модель расширенной топологии личности, в которой учитываются универсальные механизмы психологического поля.

 

1. Топологическая психология.


Топологическая психология (от греч. topos - место, psyche - душа и logos - учение), это концепция личности, разработанная Куртом Левином в начале 20 века.

К.Левин [8] первым поставил перед психологами вопрос о том, с какой средой взаимодействует человек. Современная наука исходит из признания множественности вариантов отражения окружающей действительности, каждый из которых имеет право на существование и изучение.

Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой автором был использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями, выступающими движущей силой поведения.

Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать "локомоции", т.е. перемещения в психологическом поле.  При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, происходит  «замещение».

По К.Левину жизненное пространство индивида - в психологической теории поля - мир психических представлений и переживаний личности; общее психологическое окружение индивида, включая его самого и всех других людей, имеющих для него значение.

Психологическое поле - совокупность переживаемых субъектом актуальных побудителей его активности, характеризующая поведение субъекта в той или иной конкретной ситуации в зависимости от принятой им ориентации. Теория социального поля - теория, согласно которой поведение личности или социальной группы является результатом взаимодействия сил, существующих в конкретной социальной ситуации.

Понятие жизненного пространства, как  ключевое понятие в теории поля, Курт Левин [8] ввел в психологию для того, чтобы показать, что истинной средой обитания личности является не физическая реальность и не социальная среда, а лишь те их фрагменты, которые отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение.

В связи с этим он предложил рассматривать человека и его среду как одну констелляцию взаимозависимых факторов, а совокупность этих факторов получила название жизненного пространства. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т. д. В общем, все, что может обусловить поведение личности.

Исходя из этого, поведение — это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени.

Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния непсихических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально-экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.

Жизненное пространство изображалось К.Левином в виде овала, в центре которого находится круг, символизирующий собой внутренний мир личности. Жизненное пространство имеет две основных границы: внешняя отделяет жизненное пространство от реального физического и социального макромиров, внутренняя отделяет внутренний мир личности от ее психологической среды в пределах жизненного пространства.  Оболочкой внутреннего пространства служит сенсомоторная область, которая, по мысли К.Левина, служит некоторым фильтром между внутренней и внешней средой.

Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Факт жизненного пространства — все, что может быть осознано человеком. Событие — результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.

Дж.Келли [6] существенно подкрепил представления К.Левина об индивидуальном характере образа мира, разработав теорию личностных конструктов.  Она основана на методологии конструктивного альтернативизма, согласно которой каждый человек воспринимает мир по-своему, через сетку своей системы координат. Единицами этой системы являются личностные конструкты, т.е. критерии по которым человек сравнивает и оценивает объекты окружающей действительности. Дж. Келли [6] утверждает, что на нас оказывают влияние не события, а наша интерпретация этих событий, которая зависит от нашей системы представлений.

 

2. Жизненное пространство.


В последнее десятилетие в отечественной психологии усилился интерес к изучению жизненного пространства личности, ее образа мира и картины собственного жизненного пути [13].

Нартова-Бочавер С.К. [10] обосновывает высокую степень эвристичности понятия «психологическое пространство личности», указывая на то, что состояние границ собственного психологического мира в значительной мере определяет отношение человека к элементам среды, т.е. его мироотношение в целом. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем.

К. Левин [8] основными характеристиками жизненного пространства личности считал степень его структурированности и интегрированности, широту временной перспективы, а также степень проницаемости его границ.

К.Уилбер [12] считает, что проблемы конкретной личности проистекают из того, где она проводит границу между собой и окружающим миром. Чем обширнее пространство самоотождествления человека, тем большее содержание мира человек осознает как свое. Он приводит четыре варианта решения вопроса о том, где проходит граница между Я и не-Я:

А) уровень «маски»  - самая узкая территория Я, которая приравнена только к части своего сознания, к тому, что человек предъявляет окружающим;

Б) уровень эго – граница проходит между сознанием человека и его телом, при этом существует конфликт между духовным и телесным;

В) организм в целом – граница проходит между телом и внешним миром, душа с телом находятся в гармонии и единстве, но они противопоставляются миру;

Г) отождествление себя со Вселенной, расширение пространства своего Я до бесконечности.

По мнению К.Уилбера [12], любая граница становится источником конфликтов, поэтому психотерапия должна быть направлена на расширение пространства Я, на достижение сознания единства с другими людьми и миром в целом.

А.А.Бодалев [3] выделяет три параметра субъективного пространства мира:

а) объем или протяженность этого пространства, которые определяются тем, что запечатлевается и актуализируется в сознании человека из окружающего его объективного пространства;

б) степень связи содержательного наполнения этого субъективного пространства мира с настоящим, прошлым и будущим;

в) зависимость содержательного богатства субъективного пространства мира от сформированности личности.

В качестве факторов, определяющих эти характеристики, автор называет возраст человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образованность и личностные особенности.

Л.П.Гримак [5] выделяет две реальности:

1) информационно-энергетические и топологические взаимоотношения индивидуума с окружающим жизненным пространством;

2) субъективное моделирование внутреннего психологического пространства личности, на основе которого строятся взаимодействия с реальным миром.

По его мнению, первостепенное влияние на субъективный комфорт человека оказывают такие характеристики внутреннего психологического пространства,  как его величина и четкость границ. Человек может воспринимать свое внутреннее пространство слишком большим и незаполненным, и тогда ему будет неуютно. Наоборот, ощущение тесноты этого пространства ведет к переживанию несвободы, зависимости. Полноценная «конструкция» субъективной модели жизненного пространства человека предполагает, что все три ее компонента (прошлое, настоящее и будущее) имеются в наличии, доступны для мысленного обозрения и не закрывают друг друга.

 

3. Пентабазис.


Ганзен В. А. [4] считал, что  «Любая реальность наблюдаемого мира описывается пространственными, временными, энергетическими и информационными характеристиками». Эти четыре общенаучных понятия - пространство, время, энергия и информация - после многолетних поисков были приняты за единый общенаучный базис, необходимость и достаточность набора элементов в котором, имеет обширное эмпирическое обоснование.

В психологии системный подход позволяет интегрировать и систематизировать накопленные знания, преодолевать их излишнюю избыточность, находить инварианты психологических описаний, избегать недостатков локального подхода, повышать эффективность системных исследований и процесса обучения, формулировать новые научные гипотезы, создавать системные описания психических явлений.

Субстрат (от лат. substratum - основа, фундамент) - в широком смысле, основа всего существующего. При этом субстрат часто отождествляют с материей, субстанцией. В более узком смысле, под субстратом понимают те простейшие структуры или образования, которые остаются устойчивыми, неизменными при любых преобразованиях вещи и обусловливают ее конкретные свойства (например, атомы при химических реакциях).

Мир, в котором мы живем, един. Единство его состоит в материальности. Все явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Объективными формами существования материального субстрата являются пространство и время. Важнейшая особенность нашего мира заключается в неравномерности распределения в пространстве и времени вещества, энергии и информации (разнообразия).

Эта неравномерность проявляется в том, что компоненты материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы и т. д.) группируются, объединяются в относительно обособленные в пространстве и времени совокупности. Процесс объединения имеет диалектический характер, ему противостоит процесс разъединения, дезинтеграции. Но факт существования объединений на всех уровнях организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией.

В неживой природе факторами интеграции являются физические поля, в живых объектах - генетические, морфологические и другие взаимодействия, обществе - производственные, экономические и другие отношения. Описания объектов как систем - системные описания - выполняют те же функции, что и другие прочие описания: объяснительную и предсказательную. Но главная их функция состоит в интеграции информации об объекте. "...Задачей системных исследований является прежде всего выработка соответствующей теоретико-познавательной технологии изучения явлений как систем и познания системности самого мира" [7].

Для структурирования, организации больших массивов информации воспользуемся идеей базиса. Базис - это множество знаковых объектов, которые характеризуются полнотой и упорядоченностью. Базис определяется числом элементов и типом отношений между ними. Полнота базиса может быть доказана, постулирована или установлена эмпирически.

Базис позволяет:

1) убедиться в полноте системного описания,

2) упорядочить его компоненты,

3) получить устойчивую "опору" описания,

4) использовать ее для соотнесения различных описаний одного и того же объекта,

5) обнаружить общность объектов различной природы.

Применение метода базисов играет, в том числе, эвристическую роль, обеспечивает помощь в обнаружении ”белых пятен’’, облегчает переход от изучения явления как такового к выявлению его закономерностей.

Анализ описания объектов самой различной природы дает возможность высказать следующее утверждение: основными характеристиками любого объекта являются пространственные, временные, информационные и энергетические. Этими характеристиками обладает субстрат объекта, который выполняет и функцию интегратора перечисленных характеристик.

На основании сказанного можно ввести понятийный пентабазис СПВЭИ, состоящий из четырех рядоположенных понятий (пространство, время, информация, энергия) и одного объединяющего (субстрат).

пространство

 

энергия

 

субстрат

 

время

 

информация

 

Такое представление соответствует координатным осям зрительной системы, облегчает попарное сопоставление характеристик системы, связывает отдельные характеристики с квадрантами плоскости.

Тетрада ПВЭИ естественным образом распадается на две диады: пространство - время (ПВ) и энергия - информация (ЭИ). Пространство и время являются объективными формами существования материи, информация и энергия – объективными условиями существования движения. Компоненты тетратды ПВЭИ не являются независимыми: существует вполне определенная связь между пространством и временем, между информацией и энергией, что позволяет рассматривать пространственно-временной  и информационно-энергетический континуумы.

Эти континуумы также связаны между собой, но при определенных условиях можно отвлекаться от их связи и рассматривать пространственно-временные и информационно-энергетические описания явлений как независимые. Точно так же при определенных условиях можно абстрагироваться и рассматривать пространственные, временные, информационные и энергетические характеристики явлений как независимые.

Пентабазис СПВЭИ  можно детализировать, производя дихотомию его компонентов, что и осуществляется при его применении для описания реальных динамических систем:

субстрат - вещество, поле;

пространство - внутреннее, внешнее (граница между объектом и средой может рассматриваться как пересечение внутреннего и внешнего пространства);

время - прошлое, будущее (настоящее время можно рассматривать как пересечение прошлого и будущего.)

информация - дискретная, непрерывная;

энергия - потенциальная, кинетическая.

Такая развертка базиса облегчает проекцию на него множества характеристик конкретной системы.

 

4. Мир как совокупность пространств


С точки зрения автора этой статьи, который начал разрабатывать свою систему роста и трансформации личности «Игры в Пространства» с начала 90-х годов 20 века, весь мир можно представить себе как совокупность бесчисленного множества самостоятельных, но в то же время взаимосвязанных и взаимодействующих ячеек, которые являются пространствами. Это многомерное создание, которое бесконечно делится на множество более мелких пространств.

Пространствами являются небесные тела, растительный мир и животный мир планеты, цивилизации, нации, страны, города, люди, предметы, объекты, события, явления природы и общественной жизни. Эти пространства имеют различную ориентацию и различное взаимное расположение. Они могут располагаться друг относительно друга и последовательно, и параллельно, одно внутри другого, перетекать одно в другое.  Разные пространства живут разное время. Некоторые живут доли секунд, другие - миллионы и миллиарды лет. Одни из них находятся локально в одном месте, другие раскиданы по всему Земному шару или по времени. Пространства отличаются друг от друга размерами и свойствами.

Наша планета это тоже отдельное пространство, и тело человека, и каждый орган тела, и каждая клетка тела это все отдельные ячейки-пространства.

Всё это бесчисленное множество пространств подчиняется единому закону. Каждое пространство является совокупностью трёх факторов: информации, энергии и материи (рис. 1а, 1б).

 

 

а)                                                                  б)

 

Рис. 1. Пространства как совокупность информации, энергии и материи.

Любой объект, событие или явление мира это всегда набор этих трёх факторов, которые пронизаны и объединены четвёртой координатой – направленностью во времени.

Закон троичности структуры пространства является следствием космического закона структуры мироздания, согласно которому оно, как совокупность бесконечного множества пространств, имеет три уровня: непроявленный мир, силу и проявленный мир. Непроявленный уровень это Абсолют, или гигантский потенциал, энергия и сознание которого уходят в бесконечность. Проявленный мир это мир материи, мир материальных пространств. Сила это то, благодаря чему часть непроявленного мира проявляется и существует как материальный мир.

Этот закон структуры мироздания человечеству известен давно и нашел свое отражение в религиях народов мира как закон триады, триединство, троицы. Причём понятие триады было известно еще во времена египетской цивилизации, а позднейшие религии всё это вобрали в себя, трансформировали, приспособили и объявили своим достоянием. Персонификацией этого закона в религии Древнего Египта являлась триада Осирис, Изида, Гор. В индуизме - Брахма, Вишну, Шива. В христианстве – Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой. Все это является отражением знания древних цивилизаций о том, что мироздание состоит из информации, энергии (сила) и материи и представляет собой сочетание непроявленного и проявленного мира. Поскольку непроявленный мир состоит только из информации и энергии, а проявленный содержит в себе все три составляющие, то в этом плане последний более гармоничен.

5. Три уровня мироздания.


Александров Н.Н. пишет [1], что первой из научных философских европейский школ, трактовавших специфику чисел, была пифагорейская. Пифагору приписывается следующее всеобщее выражение о тройке: "Все вещи состоят из трех".

Все мифологические и теологические модели используют тройственность. Схема их появления чаще всего сходна: у начала начал всегда стоит Единое, из которого происходят два начала, потом взаимодействие двух порождает третье. Например, такова библейская схема Творения, где Единый Бог создает ангелов, появляется падший ангел – и образуется пара (противоречие) светлых и темных сил. Она как потенциал проявится только в третьем – сотворенном Богом мире.

В древнеиндийской традиции (Раджа-Йога) первоначало – Абсолют, который делится на три потока. Они «сливаются» в сгусток или «вытекают» из него, хотя на самом деле никуда не текут, а существуют вообще, онтологически.

Поток первый – грубая форма энергии, Материя.

Поток второй – наиболее сложный и тонкий вид энергии, Мировой Ум. Это лишь "грубая форма ума" (или, проще, информация).

А третий - и есть энергия, вообще любая длительность.

Итак, три индийских потока есть в нашем понимании вещество, энергия, информация. За этим стоит загадка трех времен: вещество есть прошлое (из него Бог лепит мир), информация есть будущее (замысел, которым обладает Бог, реализованный в Слове). Чтобы сказать действующее на вещество Слово (отделить Небо от Земли, свет от тьмы и т.д.), Богу нужен именно действующий замысел, который есть он сам. Ум в индийском смысле и есть такая информация.

Библейский Бог соединяет глину (вещество) и Слово (информацию). Причем, Слово есть он сам (в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог). Слияние в акте творения вещества и информации продуцирует жизнь того новообразования, которое получил Бог из глины при помощи Слова. Создавая целую иерархию от неживого до человека, Бог вдохнул действующую энергию жизни.

Троичность миров дожила до нашего времени в искусстве, мифологии и религии. Например, три мира фигурируют в "Мастере и Маргарите" М. Булгакова и ведут свое происхождение от теории трех миров Г. Сковороды, опирающейся на греко-римскую основу и средневековую теологию.

В египетской науке, по Фабру д’Оливье, жрецами еще до греков применялись три способа свертки информации, (явно соответствующие и трем первоначалам: Материя – Энергия – Ум): “Первый способ был ясный и простой, второй – символический и образный, третий – священный и иероглифический. Одно и то же слово принимало, по их желанию, либо свой обычный смысл, либо образный, либо трансцендентный”.

В Древней Индии можно наблюдать три ипостаси единого Бога: трехликие древние божества смотрят одновременно в прошлое, в настоящее, в будущее [1].

Число “3” в оккультизме выражается в законе всеобщей троичности. "В синтезе трех миров кроется тайна космоса", – слова, которые приписываются Пифагору. Эти миры – Небо, Земля, Человек. За этим явно проступает вертикальная иерархия. Причем Небо здесь мужское начало, Воля, Мысль, Слово, Огонь (число 1), а материя – Земля, женское начало (число 2); от их соединения (1+2=3) происходит все живущее на Земле, в том числе – Человек.

Символ числа “3” – треугольник – трактуется в оккультизме не только как "будущее – настоящее – прошлое", но и как "рождение – жизнь – смерть", то есть именно как цикл в трех фазах.

Христианский термин "троица" начал употребляться вместо более ранней "триады" во втором веке. Триада означает "трое разных" [2].

Число “3” в древности в Средней Азии несло на себе представление о трехчастной структуре мироздания: подземный мир – земля (мир людей) – небеса (мир богов). Не только пространство трижды членимо (верх, низ, середина), но и во временном аспекте мир как “космос” имеет три главных периода: прошлое, настоящее, будущее.

 

6. Характеристики пространств.


Окружающий мир проявляется из трех глобальных первичных пространств: информации, энергии и материи. Они взаимодействуют между собой в виде бесконечного перехода, или перетекания из одного в другое.

Информация имеет тенденцию к тому, чтоб проявиться и стать материей. Это возможно лишь в случае, когда существует дополнительная энергия. В то же время мы вынуждены допустить, что все проявленное имеет тенденцию познавать само себя. По крайней мере, этот тезис явно относится к человеку, который тратит годы жизни, пытаясь ответить на вопрос, в чем смысл его существования. Поэтому получается, что информация, энергия и материя, символически образуя треугольник, прокручиваются по нему и в одну и в противоположную сторону (рис. 1б). Информация через энергию перетекает в материю, а материя через энергию ищет информацию для описания и осознания самой себя.

С точки зрения К.Кастанеды наш проявленный мир это просто остров в виде всей бесконечной вселенной, в которой движутся звезды, планеты и другие космические тела. Этот остров находится в океане, который состоит из совокупности энергии и информации. Эта совокупность подбирает случай и соответствующую ситуацию для того, чтобы проявиться в виде материи.

Когда это происходит, в нашем мире появляются вещи, люди, предметы, фирмы, группы, национальности, цивилизации и т.д.

 

Трансформация пространств


Все пространства, в общем-то, разные и отличаются друг от друга по трем параметрам. В одних пространствах больше информации, в других – энергии, в-третьих – материи.

Например, есть города, где много интеллектуальных процессов, например, Петербург. Есть города, типа Москвы, где преобладают деловые события. В одних местах планеты события происходят быстро, а в других неторопливо. Последние десятилетия идут интенсивные исследования аномальных мест нашей            планеты, которые в народе называют «местами силы».

Но характеристики пространств не являются их заданностью. Каждое пространство имеет некоторую текучесть своих внутренних составляющих – информации, энергии, материи. Эти три параметра каждого пространства склонны к изменению. Все меняется, меняются идеи, меняется соотношение сил, которое находится внутри этой формы, сама форма тоже может меняться (рис.2).

Рис. 2. Трансформация пространств

Существование мироздания это не что иное, как процесс  постоянной трансформации разных пространств. Из одного пространства получается какое-то другое. Трансформация пространств - это один из законов жизни.

Любое событие, в настоящем, будущем и в прошлом – это пространство.

Возможно пространство обеда или ужина. Пространство транспорта или отдыха. Пространство работы или семьи.

Слово «пространство» удобно, потому что оно универсально и позволяет находить, выявлять, очерчивать из общего потока жизни как отдельные материальные структуры, так и отдельные события. Это понятие удобно для описания и осознания мира и жизни человека.

6. Топология внутреннего пространства.


Структура внутреннего пространства человека повторяет структуру мироздания, в нем  можно выделить так же три уровня. Голова человека – информационная система, грудь – энергетическая, его живот – материальная система (рис. 3).

Основное место локализации информационной системы – голова от макушки до основания шеи. Она является местом проявления информационного аспекта энергии при её прохождении во внутреннем пространстве человека. Дополнительные места – кисти рук, ступни ног и первые фаланги пальцев.

Место локализации энергетической системы – грудь от основания шеи до диафрагмы и руки. Дополнительные места – предплечья, голени, вторые фаланги пальцев. В области груди находятся  легкие, при помощи которых мы дышим и поддерживаем свою жизнь силой, которую фактически вдыхаем в себя. В груди также находится и главный энергетический орган – сердце.

Место локализации материальной системы – живот от диафрагмы до промежности и ноги. Ногами люди стоят на земле, а в животе происходят жизнеобеспечивающие процессы: переработка всего съеденного и выпитого, обеспечивается выведение из организма остатков пищеварения, обеспечиваются условия воспроизводства людей. Живот – это центр жизни, квинтэссенция материальных процессов в теле человека.

 

 

Рис. 3. Структура внутреннего пространства человека

 

Описанные три системы внутреннего пространства человека являются местом зарождения соответствующих аспектов энергии, после чего они могут оказаться в любом месте тела человека. Осознанный контакт человека с системами своего внутреннего пространства важен, т.к. именно они определяют его жизненные стратегии, его поведение в жизни, характер его взаимодействия с другими людьми и миром.

Каждая из перечисленных систем внутреннего пространства человека имеет свой «язык», при помощи которого она проявляет себя, заявляет человеку о своем существовании.

«Язык» информационной системы человека - это мысли, образы, символы, понятия, представления, внутренний диалог, вспышки интуиции и инсайтов.

«Язык» энергетической системы – эмоции, чувства и желания. Собственно чувствами является только любовь и ее противоположность - ненависть. То, что в обыденной жизни называется чувствами, является эмоциями, т.е. силовыми аспектами энергии, которые поддаются описанию умом. Эмоции можно описать, любовь – только пережить.

«Язык» проявления материальной системы – ощущения, т.е. субъективное восприятия отдельных участков своего тела изнутри. Ощущения в отличие от мыслей и эмоций можно описать метрически, используя такие понятия, как длина, ширина, высота, объем, вес, плотность, температура, состояние поверхности и глубины ощущения. Ощущения – смысл жизни для тела. Ощущения в некоторых культурах считаются языком Бога, посредством которого Он общается с человеком.

Описанный подход к определению внутреннего пространства человека является  одной из теоретических посылок для построения практики системы роста и трансформации личности «Игры в Пространства». На практических семинарах даются упражнения, направленные на увеличение контакта человека с его мыслями, чувствами, желаниями, ощущениями. Это позволяет ему не только вспомнить многие мгновения своей жизни, но и, что очень важно, осознанно пережить их тотально, а тем самым и завершить. Такое направление дает человеку шанс научиться более адекватно управлять своими мыслями, чувствами, поступками и, в конечном случае, своей жизнью, находясь в позиции «здесь и сейчас».

 

7. Топология жизненного пространства человека.

Число четыре всегда было одним из главных символов, используемых человечеством, и является им до сих пор, позволяя человеку ориентироваться и в пространстве и во времени. Направления Север, Восток, Юг и Запад, считаются символами космического порядка и имеют важнейшее значение во всех цивилизациях и во все времена. Символике сторон света посвящены целые библиотеки с древнейших времен. Однако до сих пор не вполне ясна их роль в психической сфере человека [11].

С точки зрения автора статьи существуют четыре основных пространства, которые побуждают человека к дальнейшему путешествию по жизни. Этими пространствами являются: семья, работа, внутренний мир человека и внешний мир, который его окружает. Эти четыре пространства формируют личную реальность человека, в которой осуществляется повседневная жизнь. Эта реальность с одной стороны создается самим человеком, а с другой, в ее формировании участвуют все другие пространства мироздания. В нее входят любые виды и формы деятельности. Личная реальность, как квинтэссенция всех этих пространств, создает специфические определенные правила и законы, по которым человек реагирует с другими пространствами, которые родились раньше него и формирует его образ жизни.

Эта реальность является живой и полностью отражает его внутренний мир. Его жизнь и поступки являются полной копией того, в каком состоянии человек находится внутри себя. В результате внешние проявления человека идентичны его внутреннему состоянию, которое складывается из его мыслей, эмоций, желаний и восприятия своего тела, а внутреннее состояние идентично внешнему.

Такая взаимосвязь между внутренним и внешним пространствами человека является следствием закона соответствия, известного еще со времен Гермеса Трисмегиста - что вверху, то и внизу.

Четыре основных пространства жизни человека удивительным образом располагаются на Магическом колесе североамериканских индейцев [9]. Магическое колесо индейцев является пространственно-временной моделью любого события, которой люди пользовались с незапамятных времен десятки тысяч лет до нашей эры. Каждая из четырех сторон света - Восток, Юг, Запад и Север  - соотносится с основными пространствами жизни человека (рис. 4).

Семья находится на Востоке. Восток – это символ начала любого процесса и события. Семья порождается любовью и сама является источником любви и положительных чувств. Внутри семьи также всё начинается с любви - и зачатие, и рождение человека. В семье человек воспитывается и приобретает навыки всего того, что существует в его жизни: как с миром обращаться, как жить, как относиться к себе и т.д. Семья очень важная динамическая сила, которая порождает человека и даёт ему толчок, во многом определяющий жизнь человека, его взаимоотношения с миром.

В понятие Семья мы вкладываем большой круг понятий, важный индивидуально для каждого человека, например, сюда могут относиться родственники, место проживания, личные и семейные вещи, домашние ритуалы и т.д.

Вся его дальнейшая жизнь в виде личной и социальной успешности полностью базируется на том, в каком состоянии была его семья, в которой он родился. Сколько любви было у человека в семье в детстве, столько любви в его семье находится сейчас, и настолько он в жизни успешен или не очень.

Поэтому из семьи идет важное устремление в сторону мира, который окружает каждого человека.

 

Рис. 4. Магическое колесо индейцев.

 

Работа находится на Западе.

Запад связан с желаниями и с обязанностями человека, с его социальной деятельностью. Причем этот вид деятельности имеет другую форму общения с людьми, противоположную форме общения с членами семьи. Итогом общения с близкими людьми дома, в семье, является открытость, искренность, явное принятие и сочувствие. Работа это взаимоотношения с другим коллективом, в котором находится человек, где доминирующей энергией является не любовь, а обязанность и взятие на себя ответственности.

Работа является символом соответствующего пространства и включает в себя множество аспектов, важных конкретному человеку, например, выполнение рабочих обязанностей, получение зарплаты, взаимоотношения с сотрудниками, рабочее место и т.д. Работа это совокупность любых видов деятельности для своей реализации в обществе или для удовлетворения желаний или потребностей, как своих, так и семейных. Работа является противоположностью и  полярностью семье.

С Югом соотносится весь окружающий человека внешний мир. В этом внешнем мире есть всё: люди, вещи, события, явления природы, электроны и пр. Главными аспектами внешнего мира являются социальный мир нашего общества и мир живой природы, из которого мы строим свое общество. Всё то, что окружает человека и составляет материальную основу мира.

На Севере находится внутренний мир человека в виде  его мыслей, чувств, желаний, состояния здоровья. Во внутреннем мире человека возникают, так или иначе, мысли, чувства, желания, специфические состояния тела, настроение и т.д. Возникает особенность восприятия внешнего мира и людей через «очки» моей национальности, моей культуры, моей религии, моего пола.

Внутренние процессы проявляются в виде материальных процессов и пространств, причём эти процессы инициируются иногда работой, иногда семьёй, иногда внешним миром. Иногда внешние пространства являются воплощением того, о чем мечтал или думал человек, или что он сделал своей деятельностью, иногда – он входит в контакт с чужими для него пространствами. Второй случай часто вызывает сотрясение внутренних пространств и приводит к взрыву внутреннего диалога, специфическим эмоциям и желаниям и возможным стрессовым реакциям.

Любопытно, что прослеживается четкая связь между внутренними и внешними пространствами: Восток – Семья – эмоции; Юг –– окружающий человека мир/общество/природа; Запад - Работа - желания/обязанности; Север – внутренний мир - мышление/чувствование/здоровье. А это наводит на мысли о специфическом архетипическом процессе [11].

В результате получается, что жизненное пространство человека состоит всего из восьми пространств (четыре внешних и четыре внутренних). Однако, каждое испытывает влияние остальных семи пространств и, в свою очередь, влияет на остальные семь.

Таким образом, можно сделать вывод, что стороны света являются обязательным свойством нашей (и любой!) культуры и психики. А топология жизненного пространства полностью основана на четырех сторонах света, как на истинных архетипах, которые, в свою очередь, проявляются у каждого по-своему, создавая особенность и неповторимость характера человека, и многообразие форм общения, видов деятельности и человеческого прогресса.

Безопасность, успешность, счастье и здоровье являются следствием личных мероприятий по сбалансированному равновесию среди четырёх основных областей проживания жизни и четырёх ориентиров внутреннего мира.

 

Литература.

  1. Александров Н.Н., Троичность и ее выражение в различных явлениях культуры. Статья первая // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.15822, 08.03.2010.
  2. Александров Н.Н., Троичность и ее выражение в различных явлениях культуры. Статья третья // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.15833, 15.03.2010
  3. Бодалев А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют // Мир психологии, 1999, 4, с.26-29.
  4. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.
  5. Гримак Л.П. Гипноз в формировании здорового психологического пространства личности // Мир психологии, 1999, 4, с.81-90.
  6. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. С-Пб.:  Речь, 2000. – 249 с.
  7. Кузьмин, В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода / В. П. Кузьмин// Психол. журн.- 1982, т. 3.- №3.-С. 3 - 14; №4.- С. 3 - 13.
  8. Левин К. Теория поля в социальных науках. С-Пб.: Речь, 2000. – 368 с.
  9. Медоуз К. Земная медицина: Тайное учение шаманов/перс англ. К. Савельева.-М.: Агентство «ФАИР», 1998.- 400 с.

10. Нартова-Бочавер С.К. Понятие "психологическое пространство личности" и его эвристические возможности  // Психологическая наука и образование, 2002, № 1.

11. Стрекалов С.А., Архетипы четырех сторон света. Вестник БПА, N 93 – Спб., 2010. стр.114-125

12. Уилбер К. Никаких границ. М. 1998.

13.  Шкуратова И.П. Личность и ее жизненное пространство// Психология личности. Учебн. пособие под ред. П.Н.Ермакова И В.А.Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007, с.167-184.

 

Смотрите также

Архетипы четырех сторон света. Стрекалов С.А

Лабиринт и Великая Богиня. Ефимов В.А.,  СПб.