Инициации   "перехода" как условие

предупреждения возрастных кризисов в жизни женщины.

Вестник Балтийской педагогической Академии. №100, СПб,2010

Стрекалова М.Д

«Человек, осмысливающий свой жизненный опыт через соотнесение

его с циклами его индивидуального бытия, развивает в себе

сознательное и всестороннее отношение к жизни.

Он обретает понимание и мудрость»

Д. Радьяр.

 

В настоящее время широко исследуются кризисы различных возрастных периодов человека. Их симптомы проявляются в падении рождаемости, раннем климаксе женщин, росте гинекологических болезней, снижении традиционных ценностей института брака. В литературе существуют различные точки зрения на эти проблемы. Цель данной статьи рассмотреть связь  возрастных переходных периодов женщины и условий их переживания, как часть   взросления  личности, а так же  трансперсональный аспект  ритуалов инициаций  в архаических традициях мира, как возможность преодоления  кризисов.

 

У большинства  народов существует  традиционное разделение человеческой жизни на возрастные этапы - детство, юность, зрелость, старость. На каждом из этих этапов  природа и  общество предъявляет к человеку, его возможностям  определенные требования, характерные именно для этого возраста.

В жизни любой женщины, как и любого человеческого существа,   так же можно проследить  четыре возрастных периода.  Эти периоды неразрывно связаны с физиологическими изменениями, процессом роста и созревания женщины,  возможностью зачатия,  вынашивания и рождения ребенка  и прекращением ее детородной функции.

Четыре возрастных периода в жизни женщины можно назвать: девочка, девушка,  женщина, старость.

Каждому из этих возрастов присущи свои физиологические и психологические особенности.

 

Девочка или период детства. С точки зрения физиологии его можно  обозначить  временем жизни, которое начинается с момента рождения (в некоторых традициях с момента получения имени) и продолжается до момента наступления менструации. В среднем цикл менструации устанавливается в возрасте   от 10-11 до 15- 16 лет.

К психологическим особенностям этого возраста можно отнести связь с матерью, опеку родителей, зависимость от них, отсутствие прав и  ответственности за совершенные поступки, как  у члена общества.

«… Социальный статус ребенка в архаике соответствовал социальному статусу раба. Собственно говоря, русское слово ребенок, украинское парубок происходят от той же древней основы, что и слово раб; общее восточнославянское хлопец - это тот же холоп и т.д. Статус холопа/хлопца характеризуется отсутствием,  как прав, так и обязанностей - кроме права на долю в пище и обязанности беспрекословного подчинения старшим членам рода. Холоп и хлопец не имеют в традиционном обществе даже права отвечать за свои поступки - за преступления, совершенные ребенком или рабом, всегда расплачивается родитель или хозяин…» А. Платов. [4 ]

 

Девушка или этап юности – возрастной период полового созревания в жизни женщины, который  начинается в момент наступления менструального цикла и заканчивается моментом ее первой связи с мужчиной. Это время расцвета и подготовки к раскрытию женственности, время,  когда пробуждается интерес к  лицам другого пола (мальчикам, мужчинам), когда женщина начинает более глубоко осознавать себя лицом, принадлежащим к женской группе.  Происходит процесс гендерной идентичности, «развивается аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола» Клецина И.С [6].

 

Женщина или этап зрелости. Женский путь, его начало в жизни женщины возникает в момент ее первой связи с мужчиной (начало сексуальных отношений) и, в большинстве случаев,  связан с  периодом  половой зрелости женщины (репродуктивный период). Характеризуется активностью всех функций полового аппарата, направленных на деторождение.

Период пожилого возраста и старости условно можно привязать к моменту  наступления климакса и физиологической перестройки в жизни женщины, связанной с угасанием ее детородной функции.

 

Между каждым этапом в жизни существует время  перехода. Во  время переходной стадии, женщина  прекращает свое существование в одной роли (например,  девочки) и начинает учиться жить  в другой (девушки), ранее ей неведомой и неизвестной. При этом важную роль играет то, как относятся окружающие ее близкие и значимые  люди к тому, что с ней происходит. Их отношение к ее состоянию, внимательность или  невнимательность, сочувствие или ее  отсутствие, возможность объяснить важность  происходящих  процессов во время переходного этапа, играет важную роль в последующем раскрытии женского потенциала.

 

Переходными периодам в процессе становления и развития женщины являются:

- время начала первой менструации и установление менструального цикла (пубертатный период),

- начало сексуальных отношений и первая половая  связь с мужчиной,

-угасание детородных функций женщины климактерический, постклимактерический период, после которого наступает пожилой возраст и  старость.

 

Немного об этих важных  переходных  вехах  на женском пути.

- Период начала и установления  менструального цикла (пубертатный период) длится с 10-11 до 15-16 лет и  характеризуется установлением менструального цикла. Первая менструация (менархе) приходит в среднем в 13–14 лет. Вначале может носить нерегулярный (ациклический)  характер.  Затем (через 1–2 года) под влиянием половых гормонов менструальный цикл становится  циклическим.

- Первая половая связь с мужчиной (дефлорация). Значимость этого момента в жизни женщины подтверждает  тот факт, что  женщина  может не помнить о каких-то своих интимных встречах, но о том, как и когда она  потеряла девственность,  она  помнит практически всегда.

- Климактерический период (климакс) в среднем начинается с 40–55 лет и длится от 2–3 лет и более.  В этот период происходит возрастная перестройка в организме женщины, связанная  с угасанием половых функций, постепенное прекращение менструаций, окончание детородного периода.

Климакс может протекать, естественно, без нарушений общего состояния женщины (физиологический климакс), когда женщина даже не замечает его наступления, либо с вегето-сосудистыми нарушениями (патологический климакс).

Для женщины первая менструация, дефлорация, климакс - это  переломные  моменты в ее жизни, четко разделяющие ее судьбу на отдельные  этапы  и  радикально отрезающие ее от всей прошлой жизни.

Важность этих переходных периодов в жизни женщины настолько велика, что можно проследить психологическое  влияние событий, которые происходили с ней в это время  на всю жизнь женщины,  в любом ее  возрасте.

Редко, когда мама подготавливает девочку к моменту первой менструации.  Хорошо если, она  может спокойно объяснить то, что происходит, поздравляя ее с началом перехода в юность, с ее  взрослением и  вступлением  в женский мир. Идеально, если она может донести до девушки, что менструация - это момент проявления ее силы и максимального контакта с женским пространством, с женственностью.

 

Во время проведения занятий в женских группах, в большинстве случаев, я часто слышу  о негативном опыте родителей, передаваемом девушке. Так, например,  в случае, если в  момент наступления первых месячных  мама (или другое значимое лицо),  объясняя девочке    происходящее с ней,     вербально или невербально показывает  свое негативное отношение к менструальному циклу,  она  может заложить   отвращение ко всем физиологическим процессам протекающем в это время в женском организме.  Сознательно или несознательно, но девушка запомнит,   что  менструация  небезопасна, «грязна»,  мешает  жить или что это  неприятность, которую каждая женщина должна терпеть и переносить.

Как следствие - головные боли, тошнота, спазмы во время менструаций, и отвращение к процессу, который  воспринимается как помеха, как наказание. Предменструальный синдром (ПМС): недомогание и болезненные состояния в критические дни, ранний климакс, гинекологические болезни – это свидетельство отторжения своего женского начала, своей природы. Вместо осознания и  раскрытия своей женской сути  человек несет в себе  неприятие, непонимание и отвращение к женскому, к женственности.  Когда  происходит принятие женского начала, проявляющего себя, в том числе, виде менструального цикла, в структуру  Я, происходит процесс выздоровления.

 

Первая  связь с мужчиной – момент в жизни, который почти  каждая женщина помнит всегда. Оптимально, если   эти воспоминания были   приятными и  связаны с любимым человеком. Для этого, как минимум, необходимо, чтобы "первый раз близости" был с человеком, который был бы дорог и испытывал к вам искренние чувства. Сейчас утрачено чувство сакральности происходящего во время дефлорации.   Это заменяется поверхностностностью,  такой как:  «пришло время иметь мужчину», «у подруг уже было», теряется глубина и таинство отношений  в паре.  В итоге,  в последующие годы жизни,  женщина  сохраняет  социально- навязанное, негативное отношение к сексуальным отношениям, а нередко и к любым другим отношениям с мужчинами, к  рождению детей,  да и просто неспособна перейти в состояние женской зрелости, сотворчеству и созданию здоровых взаимоотношений с мужчиной, гармоничных отношений в семье.

 

Процесс перехода  связанный с климаксом и угасанием  детородных функций организма, является  периодом, на который влияние оказывает весь предыдущий  жизненный опыт женщины. Причем, это время  наиболее болезненно для женщины и в физиологическом и в психологическом аспекте.

В результате всей своей прежней, накопленной  личной истории, на этом этапе возникает две возможности:  либо женщина идет путем,  связанным  с передачей своего опыта, своих  знаний, осознанных  ранее,  и становления мудрой женщиной (ведуньей) или же происходит процесс естественного старения и умирания организма (дряхлости), одиночество и старческая деградация.

 

В  архаических культурах мира включение девочки в жизнь общества и ее переход в другую, более зрелую стадию (девушки и женщины) сопровождались ритуалами перехода (инициаций) с участием более взрослых женщин общества, что позволяло избежать  (или уменьшить) многие  психофизиологические травмы и  подрастающего,  и более старого поколения.

Практика инициации в древних культурах, как ритуал перехода - взросления, он же ритуал посвящения, сопровождала наиболее значимые социальные и личностные изменения в жизни человека.  Смысл выражения "ритуал перехода" показывает, что человек  перешел из одного пространства в другое, начав новый  опыт, изменив свое  качество. Совершение ритуала перехода говорит о социально признаваемом праве (внешнее подтверждение) и своем внутреннем разрешении (согласии) на изменение или трансформацию - праве вступить на новый уровень своего развития..." (Э. Эрриен).

 

 

Как пишет А Платов  «….посвящение есть религиозно-магический акт перехода человека из состояния с одним сакральным и социальным статусом в состояние с другим таковым статусом. Вероятно, такая формулировка может стать самым общим определением понятия "посвящение", хотя она и отражает лишь "событийную" сторону феномена, не затрагивая самой сущности того, что происходит в ходе традиционных инициатических обрядов. Так или иначе, этому определению удовлетворяют два основных типа посвящения, известные в любом традиционном сообществе:

1) возрастные инициации, связанные с переходом человека из одной возрастной категории в другую,  2)специализированные (кастовые) инициации, определяющие вхождение человека в то или иное объединение сакрального характера (каста, "тайный союз" и т.д.) и/или получение им доступа к того или иного рода магическим силам и сакральным ценностям (например, обретение "шаманского зрения")….» [4]

Т.е., посвящение или инициация дает право выйти на новый уровень своей человеческой  зрелости и получить новые знания, необходимые  для проживания  нового периода в жизни.

В той или иной форме ритуалы перехода  присутствуют во всех архаических культурах мира. Инициацию взросления проходили все подростки мужского и женского пола  общества в возрасте от 11-13 лет (до 13-17 лет).  Форма  ритуалов  или инициаций выбиралась  в  соответствии  с мифологией данного  сообщества или племени. Благодаря процессу инициации подросток получал новый практический  опыт и узнавал  о ценностях и образе жизни взрослых. Это была возможность  получить  приобщение (не в теории, а на собственном опыте) к опыту  взрослых, к их знанию  и к способностям взрослого человека.

С точки зрения ведущего  исследователя  мифологии Мирча Элиаде, благодаря  инициации подросток  мог  постичь "тройное откровение: откровение Священного, Смерти и Сексуальности", благодаря чему инициируемый узнает о новом опыте, принимает его  и включает в структуру своей новой – более взрослой - личности.

Что касается инициаций для девушек, то они позволяют осознать и принять женственность, женское начало, особенности поведения женщины, как драгоценный природный дар, обладающий целебными свойствами, а главное – способностью создавать новый мир через рождение, возможность створять мир совместно с мужчинами. Во время женских инициаций происходит разрыв с привычной  опекой родительского мира, уход  из него (символическая смерть детства)  и формирование самосознания и идентичности своего пола, понимание  его социальных и сакральных  функций.  Инициации имели форму ритуалов, создающих условия для перехода из одного уровня зрелости  в другой, более самостоятельный, более ответственный.

Мирча Элиаде, в своей книге  «Тайные общества. Обряды, инициации и посвящения» описывает  многочисленные  обряды посвящения, которые проводятся для юношей и девушек, достигших возраста половой зрелости. Дает описание обрядов, тех которые  «чрезвычайно широко распространенных и засвидетельствованных у наиболее древних народов – австралийцев, калифорнийцев, бушменов, готтентотов и т.д.».

О женских инициациях Элиаде пишет следующее: «Посвящение молодых девушек проходит индивидуально. Это…связано с тем, что женские посвящения начинаются с первой менструации. Этот физиологический симптом – знак половой зрелости – вместе с тем является и знаком изоляции девушки от ее привычного мира. Ее немедленно изолируют, отделяют от общины, что напоминает разлучение мальчика с матерью. Разница состоит в том, что у девочек изоляция следует немедленно после первой менструации, то есть она индивидуальна, в то время как у мальчиков посвящение коллективно. Индивидуальный характер изоляции, происходящей по мере появления соответствующих признаков, объясняет сравнительно небольшое число обрядов посвящения… Продолжительность изоляции в разных культурах варьируется от трех дней (Австралия и Индия) до двадцати месяцев (Новая Ирландия) или даже до нескольких лет (Камбоджа). Таким образом, девушки, в конце концов составляют группу; и тогда их посвящение празднуется коллективно под руководством престарелых родителей (Индии) или старух (Африка). Наставницы посвящают девушек в тайны секса, обучают их обычаям племени и части религиозных традиций, к которым допускаются женщины. Фактически, речь идет об общем образовании, но главное в нем – религиозные знания и все, что касается женской сакральности. Девушку ритуально готовят принять свой особый образ жизни, приводят к пониманию своей созидательной роли и ответственности перед обществом и Космосом, ответственности, которая у первобытных народов всегда религиозна по природе».

Об инициациях, формирующих женское сознание, М. Элиаде далее сообщает: «Финальная часть обряда не менее значительна, чем первая – изоляция. У некоторых племен северного берега Австралии девушку, у которой началась менструация, на три дня изолируют в хижине, где она подвергается различным пищевым табу. Затем к ней приходят женщины, раскрашивают ее охрой и богато украшают. «Кульминационный момент начинается на заре, когда все женщины племени сопровождают ее к ручью или лагуне. После ритуального омовения девушку ведут в главное поселение под приветственные крики соплеменников, и с этого момента община считает ее женщиной»…[1]

Обряд инициации… сопровождался трансовыми песнями, танцами.  Важный момент в обряде – процессия, направляющаяся вместе с девушкой к реке, приветственные крики в момент ее выхода из изоляции, празднование общины – это характерные черты женского посвящения. Важно  подчеркнуть то, что  во всех частях инициации активную роль играли  взрослые женщины, умудренные опытом, ведающие (знающие) жизнь женщин и мужчин в племени или обществе.  В некоторых регионах изоляция завершается общим трансовым танцем – празднованием, в котором участвовали все члены общины – обычай, особенно характерный для земледельческих районов. Здесь девушек, проходящих посвящение, «выставляли напоказ» и устраивали для них праздник, а затем все вместе обходят дома и получают подарки.

Праздник – окончание и означает, что девушка достигла возраста, позволяющего ей основать семью, а община приняла ее в новом статусе и позволяет в нем находиться.

 

Итак, в ритуале перехода можно выделить  три этапа:

1. Разлучение девушки с матерью (родителями)  и изоляция от нее (умирание для детства).

2. Посвящение - нахождение в изоляции, где ее обучают и наставляют знающие  женщины племени (нередко старейшие), что часто завершается ритуалом омовения в реке. Река символизирует   очищение и посвящение, приобщающим человека к святости воды, а так же границу между состояниями жизни. Время нахождения в изоляции - это очень важный этап совместного проживания – передачи опыта от наставниц (ведуний, мудрых женщин) - к младшим участницам сообщества.

3. Представление для общества в другой роли - последняя часть ритуала. Это представление девушек, в другом качестве всей общине. Оно означает, что таинство было исполнено, девушка стала взрослой (зрелой) и готова  принять образ жизни, предназначенный для женщины.

Таким образом,  для каждой девочки процесс перехода на новый уровень социальной значимости, сопровождался участием более продвинутых, более знающих женщин ее мира. Во время инициации происходило приобщение к миру женственности, прямая передача знаний, в которой участвовали несколько  поколений женщин. Каждое из этих поколений проходило свой этап взросления. Девочки становились  равноправными членами общины, а женщины реализовывали стадию мудрости и передачи накопленного опыта, объединяя, раскрывая  и продолжая единое  сакральное пространство женского.

Такое единение поколений помогало поддерживать и сохранять в сообществе архетипическое единство женщин, одновременно реализуя принцип сестринства, взаимной поддержки, наставничества и  приобщения к миру трансцендентного, к миру духа.

Во время возрастных  инициаций принимали участие члены общества разного возраста, что способствовало развитию чувства своей сопричастности и значимости  для  сообщества еще с малых лет. Это  значительно снижало психологическую сложность  переходного периода.  Кроме этого,  в любом возрасте женщина чувствовала свою востребованность, сохраняла свою принадлежность к общественным процессам, накапливая и передавая знания и жизненный опыт и повышая свой  статус,  как носительницы священного Знания.

О возрастном посвящении  Мирча Элиаде пишет: "Посвящение вводит неофита одновременно и в человеческое общество, и в мир духовных ценностей. Он узнает правила поведения, производственные приемы и организацию взрослых, а также мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний и, что особенно важно, мистические отношения между племенем и Сверхъестественными Существами, в том виде, в котором они установились в начале мира..."[2]

 

Литература.

1. Мирча Элиаде,  «Тайные общества. Обряды, инициации и посвящения» - Изд-во: К.: София, 2002 г.;

2. Мирча Элиаде « Священное и мирское» - М. МГУ 1994г. 144с.;

3.Д. Радьяр. «Лунный цикл. Ключ к пониманию личности»  -М.: ЦАИ, 1993;

4. А. Платов (Иггельд) «Архетипы белой расы и традиционные посвящения»- Изд –во София, Гелиос, 2002, альманах «Мифы и магия индоевропейцев»;

5. С.А. Белковский. «Инициация взросления в различных культурах»,

6. Клецина И.С. Гендерная социализация: учеб. Пособие/И.С. Клецина.- СПб: Изд-во СпбГУ, 1998.-  228 с.,

7. Уварова Е.В. Репродуктивное здоровье девочек подросткового возраста. /Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2003. – Т. 48. – № 5. С.8– 9.